Главная » 2011 » Ноябрь » 11

Ни в коем случае – Набиль Куреши (бывший мусульманин, член ораторской команды из некоммерческой организации Ravi Zacharias International Ministries)

Мои самые ранние и самые дорогие воспоминания связаны с семьей и с Кораном. Каждый день моя мать, покрыв платком голову и перемещая указательный палец справа налево по направлению арабского текста, читала мне эту исламскую священную книгу, делая паузы для того, чтобы я повторил прочитанное по памяти.
Во время каждого из пяти ежедневных намазов отец вслух читал мне отрывки из Корана. Он читал ритмично, соблюдая такт, и такое чтение завораживало. К пяти годам я на слух повторил весь Коран на арабском языке и выучил последние семь глав.

В моих ощущениях нет ничего необычного. Коран является основой исламского мировоззрения, фундаментом пророческих высказываний Мухаммеда, базой закона шариата и общим знаменателем для всех мусульман. Это самая читаемая книга в мире, то, что называют Словом, ставшим плотию.
Поэтому всякий раз, когда христиане спрашивают меня, надо ли им читать Коран, я решительно и твердо отвечают им «нет».

На то у меня есть две причины. Во-первых, Коран не предназначен для того, чтобы читать его как книгу. Когда был жив Мухаммед, книг на арабском не существовало. То, что первые мусульмане называли Кораном, было короткими литургическими стихотворными отрывками. Когда Мухаммед умер, все эти отрывки для заучивания собрали в одной книге, которую мы называем Кораном. В этом причина того, почему многие люди, пытающиеся читать Коран, приходят в замешательство и теряются. Коран не предназначен для того, чтобы его читать как Библию.

И здесь я подхожу ко второй причине. Коран это лишь малая часть мировоззрения мусульман. Это отнюдь не единственный источник вероучения, ведь исламский образ жизни формируется на основе традиций, называемых хадисами. Сколько раз молиться, правила церемониального омовения, ритуалы, подробности поста, законы коммерции… – в хадисах есть почти все. Некоторые хадисы даже отменяют или объявляют недействительными строки из Корана, хотя это зависит от того, какой имам их толкует. Таким образом, существует сложная система из освященных веками традиций, авторитетных лидеров и богословских ветвей, которые во взаимодействии с Кораном формируют ислам.

Как мусульмане мы познаем ислам не напрямую из Корана. Мы впитываем его, находясь среди других мусульман. Христиане, желающие постичь своих соседей-мусульман, должны делать то же самое: быть вместе с ними. Видеть мир их глазами. То время, которые они тратят, пробираясь по теологическим лабиринтам Корана, лучше посвятить общению и совместной жизни с мусульманами. Вместе проводить свободное время, вместе поститься, вместе веселиться, вместе жить.

Один студент колледжа последовал этому совету и подружился с молодым и ревностным мусульманином, ничего не зная о Коране. Благодаря этой дружбе я принял Господа Иисуса.

Люби своих соседей-мусульман как себя самого. Когда ты поступаешь таким образом, когда они видят, что ты всем сердцем и душой, изо всех сил любишь своего Бога, ты сможешь открыть дверь для богобоязненного и меняющего жизнь диалога. А это ценнее всего того, что можно узнать, читая Коран.

Да, чтобы стать свидетелем – Рой Оксневад (директор программы мусульманского служения Уитон-колледжа, 25 лет проводящий миссионерскую работу среди мусульман)

О Коране я слышу кучу всяких сплетен и новостей. Некоторые бывшие мусульмане говорят: «Никогда не читай Коран». Ревностные христиане заявляют: «Все, что тебе нужно знать, это правду Библии, а не ложь Корана». Миссиологи же утверждают: «Надо регулярно читать и изучать Коран, дабы увидеть в нем Христа».
Как разглядеть истину во всех этих многочисленных точках зрения? Я считаю, что лучший способ понять и познать человека – это прочитать те фундаментальные источники, которые формируют его мировоззрение. Слишком часто источником понимания другой религии и культуры становятся средства массовой информации. Мои знакомые мусульмане говорят, что я лучше пойму их, просто прочитав Коран. Я с этим согласен, но у христиан при этом должна быть в уме ясная и четкая цель.

Первая цель для христиан состоит в понимании того, как Коран толкует Библию. Читая Коран, христиане узнают, что ислам считает Авраама мусульманином. Адам тоже считается мусульманином, как и Иисус со своими учениками. Кроме того, согласно изречениям Мухаммеда (хадисы), все люди рождаются мусульманами (сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», том 2, книга 23, номер 441). Христиане обнаружат там отрывки, которые покажутся им очень знакомыми. Упоминания о Моисее и об Иосифе станут для них приятным сюрпризом. Но есть там и другие сюрпризы, скажем, история о спящих христианах, чей сон длился три столетия. Знакомые по Библии герои обретают уникальные способности, скажем, Соломон в Коране может разговаривать с животными.

Во-вторых, читающие Коран христиане смогут лучше понять, почему мусульмане считают, что этот текст архангел Гавриил (ангел Джабраил) каким-то таинственным образом продиктовал Мухаммеду. Коран иногда называют «книгой всех книг» и «откровением». Мусульмане считают его арабский текст прекрасным, идеальным, буквальными словами Всевышнего. Коран пользуется таким уважением, что даже слухи о его осквернении вызывают яростное озлобление разгневанной толпы. В Пакистане, Афганистане и Сомали Коран защищен законами о богохульстве.

В-третьих, читая Коран, христиане могут обнаружить связь между ним и Библией. В Коране есть упоминания о 50 библейских персонажах и событиях. Но многие из них страдают неполнотой. В самой Библии это описывается полнее и подробнее.

Когда христиане обсуждают эти точки соприкосновения и связи с мусульманами, появляется естественный мост, позволяющий гораздо полнее понять смысл и значение библейских историй. В целом, когда содержание Библии согласуется с Кораном, мусульмане ее признают и принимают.
Эти три цели, ради которых надо читать Коран, не могут дать христианам полное и исчерпывающее представление о верованиях и обычаях мусульман. Серьезный исследователь должен обращаться и к другим источникам, таким как хадисы и биография Мухаммеда (Сира), чтобы полнее уяснить контекст исламского мировоззрения.

Христиане, не знающие того, что именно говорится в Коране, очень многое упускают и лишаются больших возможностей. Если мы хотим быть солью и светом, то читая Коран для себя, мы можем стать более совершенными свидетелями Иисуса. А в этом и заключается высшая цель.

Да, чтобы увидеть различия – Марк Пфайфер (директор Христианского института исламских исследований (Christian Institute of Islamic Studies) при Баптистском университете Америк (Baptist University of the Americas), автор книги «True Jihad: Winning the Battle for Muslims» (Истинный джихад: победить в битве за мусульман)

Само собой разумеется, что христианство и ислам – это два разных мира. Христианская традиция учит, что ключ к познанию Бога во всем вокруг нас. А вот ислам наставляет верующих, что человек может познать Всевышнего только через то, что он раскрывает в Коране.

Мусульмане считают, что без Корана человек не способен познать Бога, который далек от нас и трансцендентален. Поступки могут быть правильными и ошибочными только на основании того, что Всевышний повелевает и запрещает в Коране. Бог может повелеть либо запретить то, что немусульмане могут посчитать добром или злом.

Имея это в виду, христиане должны читать Коран внимательно, следуя хронологии и комментариям, и поставив перед собой цель понять его. Читая Коран в хронологическом порядке и пользуясь комментариями, христиане могут открыть для себя богатую богословскую концепцию и практическое наставление в контексте Аравии VII века.

Коран проницательно указывает на то, как незначительные изменения в теологическом мышлении в отношении христианства могут произвести на свет существенные расхождения в нравственности и этике для верующих. В Коране Всевышний не устанавливает идеальный и абсолютный нравственный закон. Вместо этого он зачастую произвольно объявляет, когда надо хорошо себя вести и с кем. Права и обязанности текучи и изменчивы, они зависят от того, мусульманин человек или нет, мужчина он или женщина, муж или жена и так далее.
Любовь и ненависть определяются отношением человека к мусульманскому сообществу. Всевышний любит правоверных и ненавидит неверных. Он сбивает с пути и обманывает их. Иными словами, Всевышний находится вне рамок нравственности.

Здесь возникает вопрос, который давно уже обсуждают философы и богословы. Поступки являются правильными и неправильными, потому что так говорит Бог и так учит ислам? Или же Всевышний повелевает и запрещает, основываясь на объективном представлении о том, что правильно, а что нет? Если верно первое, и Всевышний отдает приказания в соответствии с неким стандартом нравственности, который вне его, то мы можем спросить: откуда появляется эта объективная нравственность?

Христианство дает третью возможность. Библия учит, что нравственный закон это часть божественной сути, что Бог это любовь. Бог совершенен в своей справедливости, в своей правоте и святости. Бог предписывает творить добро и запрещает зло. Эти заповеди следуют из его совершенной сути. Нравственность появляется из божьей сути, и вне ее существовать не может.

Соответственно, Библия объявляет, что разницы между людьми нет. Бог любит даже врагов и учит своих последователей относиться к ним с любовью, подставляя другую щеку, когда получат оплеуху. Бог желает, чтобы никто не умирал, чтобы все приходили к покаянию.

Такое расхождение между нравственными учениями ислама и христианства стали результатом разных взглядов на Всевышнего. И понять эти различия необходимо, чтобы плодотворно взаимодействовать с мусульманами.

... Читать дальше »
Просмотров: 638 | Добавил: hinfernpostpap | Дата: 11.11.2011